«Пропал ребенок». Кто и зачем репостит фейковые посты в мессенджерах

Если мы скажем, что волны сообщений в чатах и пабликах о пропадающих детях свидетельствуют о чьем-то экономическом кризисе в интернет «предприятиях» Украины и России, не всем будет сразу понятно, поэтому для наших читателей попробуем кое-что прояснить.

В  чаты, столь популярные нынче, массово поступают  рассылки с просьбой о помощи в розыске ребенка. Например, аудио-сообщение, в котором женщина прерывающимся голосом просила помочь найти 7-летнего мальчика, потерявшегося якобы в районе ЦУМа. Прилагалось к рассылке и фото мальчика. Выясняется обычно, что потерялся он в соседнем городе и был благополучно найден в тот же день. При этом большинство читателей новости и не отдают себе отчета в том, что кликнули по сообщению и перешли на какой-то сайт или на паблик. «Мастера» еще и так подкорректируют скрин, картинку, что с первого взгляда не видно города пришествия или, чтобы посмотреть приходится к сообщению прикоснуться пальцем… Дальше еще интересней.

Однажды в Харьковском чате мы увидели объявление из Новосибирска, но тогда просто сочли это чей-то невнимательностью. Подвох в том, что за основу этих  рассылок берется реальная история с реальным ребенком и искажается до неимоверности. Так героем недели стала Оля якобы из Запорожья, которую искало пол Харькова, подняло на уши весь город Каменское и очевидно, другие города мира. Харьков «повелся» на первую строку : «… в районе кинотеатра «Космос» — да есть такой объект торгово-развлекательный на Салтовке, только кино там нет. В пабликах города Каменское текст был: «… в районе кинотеатра «Комсомолец», которого давно уже нет и потеряться там не возможно, потому что там теперь фактически безлюдный городской пустырь. Приводим в качестве примера два скрина, первый из Запорожья в заголовке второй из Каменского в конце этого текста.

Первое объявление о пропаже часто не принуждает читателя сделать клик, но вдруг потом в обеденный перерыв на следующий день идет волна сообщений «ребенок нашелся». И вот тут первые душещипательные строки вынуждаю кликнуть. Например: «девочка была вынуждена убежать и спрятаться, не сказав об этом маме, потому что ее….»

Откуда берутся фейковые сообщения и кому это может быть выгодно

низкие цены

К сожалению, рассылка фейковых сообщений по мессенджерам стала распространённой практикой. Это могут быть предупреждения о ВИЧ-инфицированных бананах, об импичминте Зеленского с утра,  утечке бактерий с американской секретной лаборатории расположенной бывшем колхозном коровнике. Особо стали популярны  предупреждения о новом виде мошенничества. Но чаще всего «ищут» детей – так больше «цепляет». Кто и с какой целью это делает?

Если вы увидели подобное сообщение, не стоит поддаваться первому порыву и рассылать его дальше, а если в таких сообщениях присутствуют еще и ссылки – ни в коем случае их нельзя открывать.

Цели у мошенников могут быть разные. Могут быть безобидные для «читателя», а могут нести рекламный вирус, который будет выскакивать на четверть экрана, а в закладке браузера появится по умолчанию «вражеский» поисковик.

Но устать можно от «безобидных» сообщений, которые на самом деле просто создают трафик – увеличивают количество кликов на некий сайт. Или это раскрутка аккаунта, который впоследствии продают, а лайки и репосты продвигают страничку автора поста.

«И даже, казалось бы безобидные рассылки «Осторожно – новый вид мошенничества» могут собрать в паблик достаточное количество людей, а группы потом будут переименованы и проданы заказчику – например, тому, кто заказывал изучение мнения по поводу своего потребительского товара и не предполагает, что объединившиеся в едином порыве тысячи людей вовсе не знают о существовании такого товара, но добровольно вступили  в группу «поиска», — говорит специалист по smm Марина Новикова. Так или иначе, по мнению экспертов, рассылка фейковых сообщений – это всегда провокация людей на действия, которые выгодны злоумышленникам».

Кто эти «злоумышленники»: «Часто это просто молодые люди, студенты, пытающиеся работать в сфере СММ и СЕО, которые в отчаянии готовы идти на любые ухищрения, ради того, что бы выполнить план от начальника на работу по увеличению просмотров, лайков, посещений, ради получения зарплаты. Или это могут взрослые «предприниматели», которые пообещали наивному заказчику раскрутку его рекламы, раскрутки странички соцсети, на которой предлагается товар, например. Конечно, надо быть совсем «лопухом» в цифровых технологиях, что бы этого развода не заметить, но много людей еще в русскоязычных странах имеют катастрофически крайне низкий уровень компьютерной грамотности. Однажды мой знакомый пригнал на паблик магазина сумочек тысячу человек со своего чата игры в «танчики», хорошо, что это он для своего друга экспериментировал бесплатно» — открывает «страшные» секреты смм-специалист .

А пропажа ребенка — это чрезвычайная ситуация. Как правило, получив заявление, правоохранительные органы начинают распространение ориентировки среди работников транспорта, ищут на вокзалах, в подвалах, вблизи игровых площадок и магазинов. Но когда в сетях обрушивается лавина фейковых поисков, сотрудники отрядов вынуждены отвлекаться на звонки «добрых» граждан и терять драгоценное время вместо поисков тех, кого действительно нужно найти. Кстати, об итогах поиска, когда ребенок найдется, сообщают опять же через официальные каналы.

Так что прежде чем сделать репост такого объявления, подумайте. Не помогайте мошенникам. 

Перевести »